КОЛЕКЦІЯ АРАБОМОВНОЇ І ТЮРКОМОВНОЇ ЛІТЕРАТУРИ РЕЛІГІЙНОЇ ТЕМАТИКИ В ОСОБИСТІЙ БІБЛІОТЕЦІ ІСМАЇЛА ГАСПРИНСЬКОГО

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##

  С. А. Сеїтмеметова

Анотація

Ісмаїл Гаспринський – громадський діяч, публіцист, реформатор, видавець і редактор першої національної кримськотатарської газети “Терджиман”, просвітитель, що здобув визнання всього тюрко-мусульманського світу. Книжкова колекція І. Гаспринського збереглася частково. Нині вона зберігається у фондах КРУ БІКЗ та Меморіального музею І. Гаспринського і являє собою друковані видання середини XIX – початку ХХ ст. Дослідження стало спробою виявити загублені видання, а також систематизувати серед збережених видань, які належали І. Гаспринському, літературу релігійної тематики, завдяки якій формувався духовний світ просвітителя.

Як цитувати

Сеїтмеметова, С. А. (2014). КОЛЕКЦІЯ АРАБОМОВНОЇ І ТЮРКОМОВНОЇ ЛІТЕРАТУРИ РЕЛІГІЙНОЇ ТЕМАТИКИ В ОСОБИСТІЙ БІБЛІОТЕЦІ ІСМАЇЛА ГАСПРИНСЬКОГО. Східний світ, (1 (82), 60-70. https://doi.org/10.15407/orientw2014.01.060
Переглядів статті: 39 | Завантажень PDF: 23

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Ключові слова

арабомовна, бібліотека Ісмаїла Гаспринського, колекція, літератури, релігійна тематика, тюркомовна

Посилання

Абдульвапов Н. Художественные произведения религиозно-суфийского содержания в собрании рукописных и старопечатных книг Ханского Дворца-музея в Бахчисарае // Культура народов Причерноморья, 2005, № 57, т. 2. Online, 2013. – http://dspace.nbuv.gov.ua/dspace/bitstream/handle/123456789/36429/24-Abd.

Абдуссалам Ахунд-заде. Обозрение и возражение книги Эйган (Священной книги бабистов). Тифлис, 1896.

Ашмарин Н. И. Очерк о литературной деятельности казанских татар-мохаммедан за 1880–1895 гг. // Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып. 4–6. Москва, 1901.

Бегбуди Махмудходжа. История ислама. Краткий первый выпуск. Самарканд, 1327.

Библиография // Переводчик-Терджиман, 1898, № 48.

В редакцию получены две татарские книжки // Переводчик-Терджиман, 1895, № 3.

Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению: Краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851–1914). Симферополь, 2000.

Гаспринский И. Народная школа. Комплект одобренных учебников и пособий, с приложением 8-ми образцов из тетрадей для чистописания и 6-ти ученических групп новометодных мектебов разных областей. Бахчисарай, 1910.

Грязневич П. А. Коран в России (изучение, переводы и издания). Москва, 1984.

Ислям и прогресс // Переводчик-Терджиман, 1899, № 2.

К вопросу о татарской печати // Переводчик-Терджиман, 1890, № 5.

Каримуллин А. Г. Из истории печатного слова. Казань, 1984.

Климович Л. И. На службе просвещения. О первой тюркоязычной газете “Терджиман” и ее издателе И. Гаспринском // Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. Казань, 1993.

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. Москва, 1988. Online, 2013. – http://lib.1sep-tember.ru/2006/07/7.htm

Муртазалиев А. М. Писатели дагестанского зарубежья: Биобиблиографический справочник. Махачкала, 2006. Online, 2013. – http://gazavat.ru/history3.php?rub=17&art=172

Мухаметов И. Р. Книга Мухаммеда Челеби “Мухаммадия” в контексте татарско-турецких литературных взаимосвязей: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (татарская литература). Казань, 2006. Online, 2013. – http://cheloveknauka.com/kniga-muhammeda-chelebi-muhammadiya-v-kontekste.

Мухаметшин Р. Г. Проблемы татарского традиционализма на страницах журнала “Дин ва магишат”: 1906–1918: автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.02 – Отечественная история. Казань, 2004. Online, 2013. – http://www.dissercat.com/content/problemy-tatarskogo-traditsionalizma-na.

Мы получили из С.-Петербурга весьма ценный подарок… // Переводчик-Терджиман, 1887, № 12.

Новые книги // Переводчик-Терджиман, 1904, № 47.

От редакции // Переводчик-Терджиман, 1883, № 1.

Резван Е. А. Коран и его мир = The QUR’AN and its world. Санкт-Петербург, 2001.

Хисамутдинова Л. С. Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди: автореф. дис. канд. ист. наук: 23.00.01 – Теория политики, история и методология политической науки. Казань, 2004. Online, 2013. – http://cheloveknauka.com/v/77214/a?# ?page=1

Эфендиев Рашид Бек. Мухтасар Шариат. Часть II. Учебник магометанского вероучения суннитского толка. Тифлис, 1911.

Abidin Paşa. Tercüme ve şerh-i Mesnevi-i Şerif. Stanbul, 1324.

Ilmi-hal. Istanbul, 1307.

Iman risalesi. Kazan, 1893.

Kemal Paşa-zade. Hadis-ul erbain tercimesi / Mutercim Aşik Netaiy, sahib M. Müzaffar. Istan-bul, 1316.

Kyatib Çelebi. Mizan al-hakk fi ihtiyar al-ahakk. Konstantinopol, 1306.

Midhat Ahmet. Islam ve ulüm. Stanbul, 1913.

Muhammedie. Bahçisaray, 1902.

Nafiz Ferid. Tecvid. Istanbul, 1323.

Risale-yi Mir-et el Şehvid fi misaleti-l vucut. Istanbul, 1320.

Rumi C. Müntehbat-i Mesnevi-i şerif / Mutercim I. Gasprinskiy. Bahçisaray, 1320 (1902).

REFERENCES

Abdul’vapov N. (2005), “Khudozhestvennyye proizvedeniya religiozno-sufiyskogo soderzhaniya v sobranii rukopisnykh i staropechatnykh knig Khanskogo Dvortsa-muzeya v Bakhchisaraye”, in Kul’tura narodov Prichernomor’ya, No. 57, Vol. 2, available at: http://dspace.nbuv.gov.ua/dspace/bitstream/handle/123456789/36429/24-Abdulvapov.pdf?sequence=1 (In Russian).

Abdussalam Akhund-zade (1896), Obozreniye i vozrazheniye knigi Eygan (Svyashchennoy knigi babistov), Tiflis. (In Russian).

Ashmarin N. I. (1901), “Ocherk o literaturnoy deyatel’nosti kazanskikh tatar-mokhammedan za 1880–1895 gg.”, in Trudy po vostokovedeniyu, izdavayemyye Lazarevskim institutom vostochnykh yazykov, Issue 4–6, Moscow. (In Russian).

Begbudi Makhmudkhodzha (1327), Istoriya islama. Kratkiy pervyy vypusk, Samarkand. (In Russian).

“Bibliografiya” (1898), Perevodchik-Terdzhiman, No. 48. (In Russian).

“V redaktsiyu polucheny dve tatarskiye knizhki” (1895), in Perevodchik-Terdzhiman, No. 3. (In Russian).

Gankevich V. Yu. (2000), Na sluzhbe pravde i prosveshcheniyu: Kratkiy biograficheskiy ocherk Ismaila Gasprinskogo (1851–1914), Simferopol. (In Russian).

Gasprinskiy I. (1910), Narodnaya shkola. Komplekt odobrennykh uchebnikov i posobiy, s prilozheniyem 8-mi obraztsov iz tetradey dlya chistopisaniya i 6-ti uchenicheskikh grupp novometodnykh mektebov raznykh oblastey, Bakhchysarai. (In Russian).

Gryaznevich P. A. (1984), Koran v Rossii (izucheniye, perevody i izdaniya), Moscow. (In Russian).

“Islyam i progress” (1899), in Perevodchik-Terdzhiman, No. 2. (In Russian).

“K voprosu o tatarskoy pechati” (1890), in Perevodchik-Terdzhiman, No. 5. (In Russian).

Karimullin A. G. (1984), Iz istorii pechatnogo slova, Kazan. (In Russian).

Klimovich L. I. (1993), “Na sluzhbe prosveshcheniya. O pervoy tyurkoyazychnoy gazete ‘Terdzhiman’ i eye izdatele I. Gasprinskom”, in Ismail bey Gasprinskiy. Rossiya i Vostok, Kazan. (In Russian).

Likhachev D. S. (1988), Pis’ma o dobrom i prekrasnom, Moscow, available at: http://lib.1september.ru/2006/07/7.htm (In Russian).

Murtazaliyev A. M. (2006), Pisateli dagestanskogo zarubezh’ya: Biobibliograficheskiy spravochnik, Makhachkala, available at: http://gazavat.ru/history3.php?rub=17 (In Russian).

Abidin Paşa (1324), Tercüme ve şerh-i Mesnevi-i Şerif, Istanbul.

Ilmi-hal (1307), Istanbul.

Iman risalesi (1893), Kazan.

Kemal Paşa-zade (1316), Hadis-ul erbain tercimesi, Mutercim Aşik Netaiy, sahib M. Müzaffar, Istanbul.

Kyatib Çelebi (1306), Mizan al-hakk fi ihtiyar al-ahakk, Istanbul.

Midhat Ahmet (1913), Islam ve ulüm, Istanbul.

Muhammedie (1902), Bahçisaray.

Nafiz Ferid (1323), Tecvid, Istanbul.

Risale-yi Mir-et el Şehvid fi misaleti-l vucut (1320), Istanbul.

Rumi C. (1320 (1902)), Müntehbat-i Mesnevi-i şerif, Mutercim I. Gasprinskiy, Bahçisaray.